Социально-педагогическое сопровождение воспитанников
Деятельность социальной службы ГКУ «Детский дом (смешанный) №22» направлена на решение следующих задач:
В соответствии с годовым планом работы социальной службы запланированы следующие виды деятельности:
В рамках диагностико-прогностической деятельности запланированы такие исследования, как:
- Исследование уровня социального развития личности воспитанника. Данное исследование позволит определить степень сознательности и дисциплинированности воспитанников, уровень развития значимых интересов, наличие положительно ориентированных планов и профессиональных намерений, взаимодействие с социумом, уровень развития самоанализа.
- Исследование уровня информированности и отношения воспитанников к алкоголю, табакокурению и наркотическим веществам и тестирование на определение уровня сформированности представлений воспитанников о ЗОЖ.
- Изучение особенностей социальной среды, наличие значимых людей и их влияние на личность воспитанника. Смысл понятия социальная среда включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, личность активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других. Данное изучение проводится методом наблюдения и бесед с воспитанниками, воспитателями семей.
- Изучение интересов и склонностей в различных сферах деятельности. Данная методика направлена для оценки склонностей воспитанников к различным сферам профессиональной деятельности.
Также диагностическо- прогностическая деятельность включает в себя оформление и реализацию индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников, мониторинг правовой грамотности воспитанников и анализ успеваемости и посещаемости занятий в школе и самоподготовок.
Проведенные исследования позволят целенаправленно и планомерно, с учетом личностных особенностей воспитанников, реализовать коррекционно – развивающее и профилактическое направление социальной службы и способствовать формированию у подростков социальных ориентиров.
Данное направление включает в себя следующую деятельность:
- Социально – педагогическая и психолого – коррекционная поддержка воспитанников состоит из комплекса мероприятий, направленных на принятие правил внутреннего распорядка, формирование санитарно – гигиенических навыков, воспитание культуры поведения; формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни; формирование умений и навыков социально- бытовой ориентации и развитие профессиональной направленности; совместная деятельность с руководителями кружков, секций и объединений с целью вовлечения воспитанников в занятия кружков, студий и секций и развитие их индивидуальных способностей.
- Социально – педагогическая профилактика правонарушений, самовольных уходов и коррекция девиантного поведения.
Данная деятельность осуществляется в соответствии действующей утвержденной программой «Вектор жизни», которая способствует формированию у воспитанников детского дома социально позитивных потребностей своей жизнедеятельности и направлена на:
- мотивацию на здоровый жизненный стиль и высокоэффективные поведенческие стратегии;
- развитие личностных ресурсов;
- профилактике отклоняющегося поведения.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
- Работа по профилактике терроризма, экстремизма и идеологии терроризма, направленная на формирование у воспитанников грамотного поведения, обеспечивающего собственную безопасность и безопасность окружающих
Следующее направление - Защита прав и законных интересов воспитанников. Включает в себя:
В своей деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях данный спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением до координации действий с различными службами, субъектами профилактики, без участия которых невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка. Межведомственное взаимодействие направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности воспитанника, оказание ему социальной помощи и дополнительной государственной поддержки.
Постинтернатное сопровождение. Данное направление является одним из важных в деятельности социально-педагогической службы учреждения. Годовой план Службы постинтернатного сопровождения направлен на решение следующих задач:
- Обеспечение индивидуального комплексного постинтернатного сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе,
- Оказание выпускнику социальной, педагогической, психологической, юридической помощи в решении трудных жизненных ситуаций, в том числе трудоустройстве и трудовой адаптации, в определении трудностей личностного характера, решении проблем жизнеустройства.
- Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с образовательными учреждениями, учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, общественными объединениями для эффективного постинтернатного сопровождения выпускников;
- Ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей;
- Осуществление мониторинга, реализации постинтернатного сопровождения выпускников, определение наиболее эффективных форм и методов,
- Создание системы добровольного постинтернатного кураторства.
Деятельность службы сопровождения выпускников включает комплексную подготовку воспитанников ГКУ «Детский дом (смешанный) №22» к самостоятельной жизни, их профессиональное самоопределение (один год и два года до выпуска).
Профориентационная работа. Роль данного направления заключается:
Особое внимание уделено формированию правовой компетентности .Блок правового сопровождения воспитанников направлен на повышение правовой грамотности воспитанников. Запланированы занятия в различных формах: круглый стол, акции, диспуты, оформление стенгазет и т.д. С целью осуществления социально – правового просвещения для воспитанников проводятся мероприятия с участием сотрудников правоохранительных органов.
Реализуя мероприятия социальный педагог руководствуется следующими правилами:
Правило 1.Планируемые мероприятия должны учитывать возраст воспитанников и особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило 2. Каждое запланированное мероприятие должно предполагать определённый конечный результат и решать конкретные задачи.
Правило 3.Все мероприятия должны носить системный характер.
Правило 4. При планировании мероприятий с участием воспитанников учитывать, чтобы они были не только разнообразными по форме, но и интересными и развивающими по содержанию.