Версия для слабовидящих
Главная » Документы » Служба семейного устройства » Отчет о работе службы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом (смешанный) №22» за 2016-2017 учебный год

Отчет о работе службы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом (смешанный) №22» за 2016-2017 учебный год


26.5 Кб
скачать




Отчет

о работе службы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГКУ «Детский дом (смешанный) №22»

за 2016-2017 учебный год.

Приоритетным направлением деятельности ГКУ «Детский дом (смешанный) №22»  является  семейное жизнеустройство воспитанников детского дома  .

Для более эффективной реализации данного направления  в учреждении разработан план мероприятий по пропаганде и развитию семейных форм устройства, разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в рамках функционирования службы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.

Цель деятельности направления по развитию и пропаганде семейного устройства:

Создание условий для развития семейных форм устройства воспитанников детского дома. Профилактика социального сиротства.

Задачи:

  1. Формирование базы данных воспитанников, подлежащих семейному устройству (имеющих соответствующий статус);
  2. Просветительская работа по продвижению семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. Поиск и подготовка граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Служба осуществляет данную деятельность по направлениям:

  1. Организационно-методическое
  2. Подготовка детей к жизни в семье
  3. Выявление ресурсности семьи, совместимости с ребенком (детьми)
  4. Сопровождение замещающих и воссоединенных (биологических  семей

Деятельность специалистов службы осуществляется в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства района, другими ведомствами по вопросам семьи и детства (Медицинские организации, ОДН, КДН, поселковые администрации, образовательные организации, служба социальной защиты населения, МФЦ и т.д.).

1. Организационно-методическое направление:

Подготовка (заключение) договоров, соглашений с организациями по вопросам пропаганды семейных форм жизнеустройства.

Так заключены соглашения с отделом образования администрации Левокумского муниципального района, выполняющим функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, с Межрегиональной общественной организацией помощи детям «НАШИ ДЕТИ», благотворительным фондом содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Измени одну жизнь» . А также устные соглашения по пропаганде семейных форм жизнеустройства воспитанников с редакцией районной газетой «Левокумье», редакцией газеты «Весник Прикумья», редакцией газеты «Ставропольская правда», ассоциацией приемных родителей Левокумского района.

 Ведение (пополнение) банка данных о детях, подлежащих устройству в замещающие семьи.

На основании Федерального закона от 16.04. 2001 №44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в учреждении организована работа по подаче сведений об  изменениях в анкетных данных. На каждого воспитанника оформлена анкета, любое изменение в анкетных данных отслеживается и подается в опеку.

2. Отслеживание своевременного предоставления льгот приемным детям, семьям.

Специалисты службы отслеживают своевременное предоставление льгот приемным детям, семьям. А также консультируют опекунов, приемных родителей, усыновителей и членов педагогического коллектива с вновь вводимыми мерами социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в семьях приемных, опекунских и усыновителей, предоставляемых за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджета.

3. Подготовка документов на воспитанников по передаче детей в семьи под опеку и попечительство, а также временную передачу детей в семьи граждан РФ на период каникул, выходных и праздничных дней и в иных случаях.

Профилактика социального сиротства.

Важно понимать, что проблема социального сиротства начинается не в детских домах, а гораздо раньше. Решать эту проблему необходимо на уровне биологической семьи, как можно раньше выявлять семьи «группы риска». Специалистами службы сопровождаются 7 социально неблагополучных семей, проживающих  на территории Бургун-Маджарской сельской администрации. В основном деятельность специалистов направлена на повышение педагогической грамотности родителей, содействие в улучшении материального положения семей посредствам организации благотворительной помощи, трудоустройства, своевременное оформление документов для получения социальных выплат и т.д.

В работе с семьями используются следующие формы работы: консультирование, тренинги, беседы, организация взаимодействия семей с различными ведомствами и организациями, визитирование семей и т.д.

Положительным результатом работы по данному направлению можно считать преодоление кризисных ситуаций в семьях (гармонизация внутрисемейных отношений, улучшение материального положения). Вопрос об изъятии детей из семей уже не стоит.

Взаимодействие со СМИ

по вопросам пропаганды семейных форм жизнеустройства

Безусловно, судьба конкретного ребенка, лишившегося родительского попечения, в первую очередь зависит от того, насколько общество информировано о его беде. Привлечение потенциальных замещающих семей детским домом традиционно осуществляется через регулярное проведение информационных кампаний при взаимодействии со средствами массовой информации. Цели, которые мы при этом преследуем – информирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью; формирование общественного мнения о приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей; поиск и привлечение кандидатов в будущие родители. При проведении информационных кампаний мы используем разные формы, такие как публикации в прессе фотографий воспитанников детского дома и статей о проблеме сиротства; трансляции на сайте «Измени одну жизнь» видеороликов о детях из детского дома. Размещение информации о детях в социальных сетях через фонд «Наши дети» и непосредственно на сайте фонда. Размещение  на сайте учреждения фото-материала о работе детского дома и проводимых мероприятиях, распространение социальных листовок и буклетов, содержание которых направлено на семейное устройство воспитанников, профилактику социального сиротства, повышение педагогической грамотности родителей, лиц их заменяющих.

Мероприятия по подготовке к жизни в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подготовка воспитанников к жизни в приемных семьях реализуется через деятельность всего педагогического коллектива детского дома, в том числе и специалистов службы. Эта деятельность направлена на обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к решению проблем детей, находящихся в условиях детского дома. Специалистами детского дома реализуются следующие направления деятельности:

Направления деятельности

Мероприятия, формы работы, методы, техники

Ответственные

Комплексная диагностика и реабилитация ребенка

Диагностический инструментарий. Анкетирование, тестирование.

Педагог-психолог,

Медицинские работники, социальный педагог, воспитатели групп

Работа по формированию психологической готовности ребенка к устройству в семью

Техники работы с психотравмой. Техники переживания ребенком горя и утраты семьи, близких людей (арттерапия, песочная терапия и т.д.)

Техники принятия собственной истории, прошлого и осознание своего настоящего и будущего.

Педагог-психолог,

социальный педагог, воспитатели групп

Работа по мотивации ребенка к жизни в приемной семье

Создание книги истории жизни ребенка, семейного альбома и т.д.

Использование блок-схем для составления таблиц «Основные моменты жизни человека»

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп

Работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней

Беседы, встречи, чтение литературы, просмотр телепередач.

Педагог-психолог,

социальный педагог, воспитатели групп

Работа по формированию и развитию навыков самообслуживания и самостоятельности ребенка

Уклад жизни – учреждения, правила группы-семьи, образовательные программы по семейному воспитанию, практические занятия с инструктором по труду, практические занятия с педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором

Воспитатели групп, инструктор по  труду, педагог дополнительного образования, педагог-организатор

 Организация совместной работы с ребенком и принимающей семьей

Организационные встречи, «гостевая семья» (временная передача воспитанника на выходные, праздничные дни, каникулярное время)

Руководитель службы, педагог-психолог, социальный педагог

Заседание ПМПк по передаче ребенка в замещающую семью

Формирование полного пакета документов, рекомендации специалистов.

Специалисты службы, члены ПМПк, воспитатели групп

Проблему социализации воспитанников детского дома невозможно решать без обучения воспитанников, приобретения ими первичных умений и навыков. Усилиями педагогического коллектива проводятся занятия, направленные на первичную социализацию воспитанников (подготовку к вхождению в общество, семью) и частично вторичную социализацию, а именно, на постинтернатное сопровождение выпускников, в том числе замещающих семей. Обучение воспитанников детского дома по программам осуществляют воспитатели в рамках воспитательных часов. С воспитанниками детского дома, подлежащими устройству в приемные семьи, в течение года педагогом-психологом проводится индивидуальная и групповая работа (коррекционно-развивающая и реабилитационная деятельность):

- развитие и коррекция познавательной деятельности (память, внимание, восприятие, мышление, речь);

- развитие и коррекция эмоциональной сферы (коррекция невротических проявлений: страхов, тревожности, капризности);

- содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития (воздействие на формирование мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки и др.).

Мероприятия по психолого-медико-педагогическому, социально-правовому сопровождению замещающих семей.

При психолого-педагогическом сопровождении мы выделяем следующие аспекты адаптации ребенка в приемной семье:

  • Адаптация к образу жизни семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, интересы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат);
  • Адаптация к другим членам семьи, их близким и знакомым;
  • Адаптация ребенка к нормам и ценностям семьи (нравственным, трудовым, эстетическим);
  • Адаптация ребенка к традициям семьи (к привычным видам деятельности, обрядам, праздникам).

Процесс  формирования межличностных отношений в семье длительный. Детям очень не просто научиться проявлению родственных чувств к членам семьи, к родственникам. Совсем по-особому строятся отношения с одноклассниками. Порой детям, переданным в приемную семью, хочется купить уважение одноклассников, и, как следствие, наблюдается воровство. Приемные родители также отмечают сложности адаптации детей в быту.

Задача специалистов службы свести к минимуму негативные проявления в период адаптации детей в новой семье, помочь приемным родителям принять детей, понять мотивы их поведения , научить предупреждать кризисы в отношениях, а в случае их наступления помочь преодолеть.

Статистические данные

о семейном устройстве воспитанников детского дома за 4 года

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

В биологическую семью

4

В биологическую семью

1

В биологическую семью

2

В биологическую семью

2

В замещающую семью

3

В замещающую семью

5

В замещающую семью

0

В замещающую семью

5

Проблемы сопровождения социализации детей в приемных семьях существуют и к ним можно отнести:

  • Отсутствие психолого-педагогической готовности приемных родителей к реализации функций воспитателя социального сироты. Стремление  приемных родителей решать самостоятельно возникающие проблемы, что называется «не выносить сор из избы»;
  • Территориальная отдаленность кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, что создает определенные трудности при подготовке к совместному проживанию ребенка (детей) и приемных  родителей, при организации педагогического сопровождения семей после передачи ребенка в семью;
  • Также все еще остается актуальной проблема бытовой адаптации из –за недостаточно сформированных трудовых навыков, коммуникативных умений, образа семьи и её основных ценностей и функций у детей.

Выявленные сложности в адаптации воспитанников в замещающей семье анализируются специалистами службы и вносятся предложения по коррекции воспитательных планов по подготовке воспитанников к семейному жизнеустройству.

Работа с кровной семьей воспитанников, родственниками, создание банка данных о родственниках.

Создан банк данных о родственниках воспитанников. Ведется журнал  учета посещения воспитанников близкими родственниками и родителями.

Специалисты детского дома занимаются:

  • Розыском родственников
  • Содействием в восстановлении в родительских правах, родителей лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах
  • Участие в судебных заседаниях по восстановлению в родительских правах

Сотрудники службы находят и устанавливают контакт с родителями, лишенными родительских прав, оценивают их потенциал, готовность жить с ребенком; обращаются в местные социальные службы для оказания им помощи и поддержки; следят за успехами и неудачами.

В детском доме ведется работа по следующим направлениям:

- формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений;

- сопровождение ребенка и родителей во время и после встреч, оказание психологической помощи детям.

- психологическое консультирование родителей по вопросам психологического взаимодействия членов семьи (налаживание контактов внутри семьи), адаптация ребенка к условиям проживания в семье, к социальному окружению (в школе, среди родственников и др.).

- правовое консультирование по организации и подготовке документов для восстановления в родительских правах.

- приглашение родителей на все традиционные праздники, проводимые в детском доме с целью восстановления доверительных отношений с детьми, мотивации родителей встать на путь исправления.

Руководитель службы _____________________ Н.П.Исаева

Дата создания: 09-10-2017
Дата последнего изменения: 09-10-2017
ГКУ «Детский дом (смешанный) №22»
357962, Ставропольский край, Левокумский район, пос. Малосадовый, ул. Мира, 20
Телефон
"горячей линии":

+7 (86543) 5-64-97

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *